Обезвоживание при физических нагрузках: мифы и факты

30 липня 2012
4097
Резюме

Взгляд с точки зрения доказательной медицины

Гипергидратация может представлять большую опасность для здоровья спортсменов, чем обезвоживание — считают авторы двух статей, опубликованных в «British Medical Journal».

Обезвоживание при физических нагрузках: мифы и факты«Обезвоживание, связанное с физическими нагрузками, редко приводит к коллаптоидным состояниям у спортс­менов во время тренировок и соревнований — в большинстве случаев их причиной служит постуральная гипотензия», — пишет в своей статье Тим Нокс (Tim Noakes, 2012) из Университета Кейптауна (University of Cape Town), ЮАР. Подтверждением тому могут служить результаты исследования распространенности и выраженности изменений систолического артериального давления (АД) и частоты сердечных сокращений (ЧСС) при беге на ультрамарафонские дистанции (80 км) (Holtzhausen L.M., Noakes T.D., 1995). Анализ полученных данных показал, что степень вариабельности систолического АД не зависит от величины уменьшения массы тела и объема плазмы крови, которые составляли 3,5±1,2 кг и12,8±9,1% соответственно.

Поэтому ключевым методом лечения вызванных физической нагрузкой коллапсов, 85% которых возникает сразу после окончания гонки (Holtzhausen L.M. et al., 1994), является не введение жидкости, а перевод пациента в позу Тренделенбурга (положение лежа с опущенным головным концом).

Искаженные представления об обез­воживании сложились в значительной мере благодаря маркетинговым усилиям производителей спортивных напитков. «За последние 40 лет люди были введены в заблуждение… полагая, что они должны пить «опережая жажду», чтобы быть оптимально гидратированными, — считает Нокс (Noakes), — на самом деле относительно небольшое увеличение объема жидкости в организме может привести к летальному исходу».

Увеличение объема жидкости на 2% может привести к генерализованным оте­кам, снижению физической активности и нарушению работы мозга. Дальнейшая гипергидратация чревата развитием гипонатриемической энцефалопатии, нарушением сознания вплоть до комы, судорогами, а если процесс не удается купировать, то остановкой дыхания и летальным исходом (Noakes T.D., 2012).

Одним из постулатов «науки о гидратации» стало неподтвержденное серьезными исследованиями утверждение о том, что коллапсы спортсменов вызваны перегревом организма, связанным с дегидратацией. Тем не менее, по данным оценки показателей бегунов в ходе 56-километрового ультрамарафона (Holtzhausen L.M. et al., 1994), ректальная температура и ЧСС в группе спортсменов, имевшей коллапс в ходе гонки (46 мужчин), составили 38,5±1,3 °С и 87,5±17,2 уд./мин соответственно и лишь незначительно отличались от контрольной группы из 65 человек, прошедших ту же дистанцию без подобных проблем.

Таким образом, вопреки расхожему мнению, обезвоживание во время спортивных соревнований, при условии доступности жидкости для утоления жажды, не представляет опасности для здорового спортсмена. Серьезные последствия дегидратации могут проявляться при потере не менее 15% жидкости, которая может возникнуть, например, после 2 сут пребывания в пустыне без воды (Noakes T.D., 2012).

Расследование Деборы Коэн (Deborah Cohen), опубликованное в «British Medical Journal», показало, что «наука о гидратации» создана и поддерживается на деньги производителей напитков для спортсменов. В сознании потребителей спортивные напитки все чаще становятся неотъемлемой частью занятий спортом при отсутствии серьезной доказательной базы их эффективности.

Компании-производители финансируют интернет-ресурсы, печатные издания и организации, рассказывающие о важности гидратации во время занятий спортом, предоставляют гранты и подарки для организаций, занимающихся изучением гидратации, публикуют PR-статьи. Реклама спортивных напитков эксплуатирует идею о том, что за этими продуктами стоят серьезные научные исследования и достижения спортивной медицины, что не совсем соответствует действительности.

Идея «прегидратации» (потребления жидкости с опереждением жажды) во время тренировок и соревнований появилась относительно недавно. Так, во время Нью-Йоркского марафона 1970 г. гидратации не уделяли большого внимания по причине малой научной ценности этого вопроса.

С повышением популярности занятий спортом производители спортивной обуви, напитков, пищевых добавок и других продуктов для спорта стали проявлять все больший интерес к этому растущему сегменту рынка. Тандем маркетинга и науки обеспечил головокружительный взлет потребления спортивных напитков, появившихся как незатейливые смеси, приготовленные на обычной кухне.

Природа подарила нам удивительный и точный механизм, регулирующий содержание воды и электролитов в организме — жажду.

Жажда возникает, когда в результате потоотделения (концентрация солей в потовой жидкости меньше, чем в плазме крови) повышается осмолярность и концентрация ионов натрия в плазме крови. Эти изменения воспринимаются рецепторами гипоталамуса, отвечающего за процессы поддержания гомеостаза, и, в частности, за поддержание осмотического давления плазмы крови. Гормоны гипоталамуса стимулируют увеличение реабсорбции воды и натрия, а рефлекторное стимулирование поясной извилины приводит к формированию ощущения жажды, заставляющего человека пить. Усиливающаяся жажда снижает эффективность выполнения физических упражнений, тем самым уменьшая возможные потери жидкости через потоотделение.

Индустрии спортивных напитков удалось убедить людей, что потребление жидкости так же необходимо для достижения высоких результатов, как регулярные тренировки. Сегодня нередко атлеты объясняют свои неудачи не промахами в тренировочном процессе, а обезвоживанием. На самом деле «если бы они избегали спортивных напитков, они бы были легче и бегали быстрее», — считает Тим Нокс (Tim Noakes).

Промышленные гиганты создали целые «институты», деятельность которых направлена на информирование специалистов по спортивной медицине и широкой аудитории о рекомендациях по гидратации и спортивному питанию, финансируют проведение конференций и симпозиумов по этой тематике в самых экзотических уголках мира, активно работают с лидерами мнений в сфере спортивной медицины, тренерами спортивных команд, инструкторами по фитнесу.

Маркетинговые усилия производителей спортивных напитков дали свои плоды — им удалось подорвать веру в то, что жажда является надежным механизмом, позволяющим вовремя выявить и отреагировать на обезвоживание организма. Потребителей убедили, что обезвоживание ухудшает спортивные результаты и, руководствуясь жаждой, невозможно восстановить баланс жидкости после физических нагрузок. Из этого был сделан вывод, что необходимо проводить гидратацию еще до начала физических нагрузок.

Однако научные исследования свидетельствуют, что жажда — наиболее надежный индикатор обезвоживания. Метаанализ данных исследований велосипедистов (Goulet E.D., 2011) показал, что наилучшей является основанная на жажде стратегия восполнения жидкости. Исследователи выявили, что в велогонках на время на открытом воздухе вероятность того, что употребление жидкости, ориентированное на жажду, дает реальные и значимые преимущества по сравнению с прегидратацией и более поздней регидратацией, выше на 62 и 98% соответственно.

«Вопрос в том, что производители хотели продавать больше, и поэтому они сказали, что жажда не является адекватным механизмом», — пишет т. Нокс.

В то же время, на фоне домыслов и слухов на почве гидратации, реальной научно обоснованной проблемой является гипонатриемия, связанная с физическими нагрузками. Так, Т. Нокс в своей статье «Commentary: role of hydration in health and exercise» (2012) описывает 16 случаев летального исхода и 1600 критических состояний у бегунов в ходе соревнований по марафонскому бегу, связанных со снижением уровня натрия в сыворотке крови. Связь гипонатриемии с объемом и типом потребляемой спортсменами жидкости в настоящее время вызывает острые научные дискуссии.

Опубликованное в «New England Journal of Medicine» крупнейшее проспективное исследование марафонцев (Almond C.S., 2005), финансируемое Национальным институтом здоровья (National Institutes of Health), США, позволило сделать вывод, что именно объем (а не состав) потребляемой жидкости является ключевым фактором, приводящим к гипонатриемии. По мнению руководителя исследовательской группы Кристофера Алмонда (Christopher Almond) из Бостонского детского госпиталя (Boston Children’s Hospital): «Имеющиеся данные показывают, что наиболее эффективным способом профилактики гипонатриемии у марафонцев является предотвращение положительного вод­ного баланса».

Обзор литературы по этой проблеме (Rosner M.H., Kirven J., 2007), опубликованный в Клиническом журнале Американского общества нефрологов (Clinical Journal of the American Society of Nephrology), не нашел доказательств того, что «потребление спортивных напитков (электролитсодержащих гипотонических жидкостей) может предотвратить развитие связанной с физическими нагрузками гипонатриемии».

Расчет маркетологов прост: чтобы заставить потребителей больше пить, они придумали опасную «болезнь» под названием «обезвоживание при физических нагрузках», и продукт, который должен спасти нашу жизнь. И пока им все удается.

Список использованной литературы

    • Almond C.S., Shin A.Y., Fortescue E.B. et al. (2005) Hyponatremia among runners in the Boston marathon. N. Engl. J. Med., 352: 1550–1556.
    • Cohen D. (2012) The truth about sports drinks. BMJ, 345: e4737.
    • Goulet E.D. (2011) Effect of exercise-induced dehydration on time-trial exercise performance: a meta-analysis. Br. J. Sports Med., 45: 1149–1156.
    • Holtzhausen L.M., Noakes T.D. (1995) The prevalence and significance of post-exercise (postural) hypotension in ultramarathon runners. Med. Sci Sports Exerc. Dec., 27(12): 1595–1601.
    • Holtzhausen L.M., Noakes T.D., Kroning B. et al. (1994) Clinical and biochemical characteristics of collapsed ultra-marathon runners. Med. Sci Sports Exerc., 26(9): 1095–1101.
    • Noakes T.D. (2012) Commentary: Role of hydration in health and exercise. BMJ, 344: e4171.
    • Rosner M.H., Kirven J. (2007) Exercise-associated hyponatremia. Clin. J. Am. Soc. Nephrol., 2: 151–161.

Дмитрий Поспелов