Метформин стимулирует рост нервных клеток

13 липня 2012 о 16:07
2057

Метформин стимулирует рост нервных клетокВ новом исследовании, опубликованном онлайн в журнале «Cell Stem Cell», ученые из Университета Торонто (University of Toronto), Канада, доказали, что метформин, препарат, который широко применяется при лечении сахарного диабета 2-го типа, может быть использован при инсульте, болезни Альцгеймера и других состояниях, которые приводят к повреждению или дегенерации клеток мозга. Это открытие может стать основой для новой терапевтической стратегии при заболеваниях нервной системы, считают авторы исследования.

В экспериментах на животных обнаружено, что метформин путем активации специфического фермента стимулирует нейрогенез и улучшает пространственную память. Препарат аналогично действует на нервную ткань человека, а значит, теоретически может активировать образование новых нервных клеток. Исследователи считают, что возможность использования такого безопасного препарата в качестве альтернативного фактора роста открывает широкие возможности для лечения множества патологий.

Существуют доказательства того, что нервные стволовые клетки способны устранять повреждения ткани мозга. В некоторых исследованиях ученые пытались активизировать их с помощью факторов роста, что, однако, не было успешным в связи с трудностью введения их в нервную систему. Альтернативный фактор роста — это маленькая молекула, которая, воздействуя на сигнальные пути, инициирует самообновление или дифференциацию стволовых клеток. В предыдущих исследованиях ученые определи, что наибольшая концентрация таких молекул — в развивающейся эмбриональной нервной ткани, они активируются тем же энзимом, на который воздействует метформин для снижения уровня глюкозы крови. Поэтому исследователи предположили, что препарат способен активировать этот фермент и для улучшения состояния ткани мозга.

В серии экспериментов исследователи выявили, что у мышей, которые получали метформин, было на треть больше новых нейронов в гиппокампе и почти в два раза больше нейронов, недавно образовавшихся из стволовых клеток, по сравнению с контрольной группой грызунов. Они легче проходили пространственное обучение и тесты в лабиринте. Кроме того, в эксперименте показано, что подобным образом метформин способен воздействовать и на нервную систему человека, активизируя нейрогенез и увеличивая количество новых дифференцированных нейронов в обонятельных луковицах, гиппокампе и зубчатой извилине, что приводит к улучшению пространственной памяти.

Исследователи отмечают большие перспективы применения метформина, учитывая постоянное увеличение количества случаев болезни Альцгеймера на фоне сахарного диабета и гиперинсулинемии, которые также способствуют развитию и прогрессированию нейродегенерации.

Anderson P. (2012) Metformin May Help Renew Neurons. Medscape, July 10 (http://www.medscape.com/viewarticle/767139).

Wang J., Gallagher D., DeVito L.M. et al. (2012) Metformin activates an atypical PKC-CBP pathway to promote neurogenesis and enhance spatial memory formation. Cell Stem Cell, 11(1): 23–35.