Какие факторы вызывают увеличение количества тяжелых заболеваний кишечника?

18 червня 2012 о 15:22

Какие факторы вызывают увеличение количества тяжелых заболеваний кишечника?Во второй половине XX в. существенно увеличилась распространенность воспалительных заболеваний кишечника (ВЗК) среди населения развитых стран. Ранее врачи сталкивались буквально с единичными случаями подобных заболеваний, но сейчас распространенность неспецифического язвенного колита (НЯК) в США достигла 100 случаев на 100 тыс. человек (то есть 0,1% популяции), а болезни Крона (БК) — 25–50 на 100 тыс. человек.

Как известно, в этиологии БК важная роль принадлежит наследственной предрасположенности (в частности, братья и сестры пациента с БК подверженны повышенному риску заболеть ею в будущем). Большое значение в реализации такой предрасположенности имеют иммунологические факторы (предположительно врожденные нарушения цитокинового звена, приводящие к развитию воспалительного процесса в том органе, где концент­рация бактерий особенно высока, — то есть в кишечнике). Однако для реализации описанной предрасположенности важны соответствующие факторы внешней среды, к которым, по мнению американских ученых, относится в том числе и так называемая западная диета.

Термин «западная диета» используется для описания традиционного рациона городских жителей экономически развитых стран и подразумевает потребление большого количества красного мяса, животных жиров (в том числе молочных), рафинированных углеводов.

Согласно результатам экспериментального исследования, опубликованным в онлайн-версии журнала «Nature», именно увеличение доли концентрированных молочных жиров (в составе готовых кулинарных и кондитерских изделий) в рационе способствует изменению видового состава бактериальной флоры кишечника, нарушая баланс между микрофлорой и системой местного иммунитета. У лиц из группы риска ВЗК этот баланс изначально нестабилен, а потому появление новых штаммов бактерий в этой ситуации, являясь триггером для запуска цитокинового каскада, приводит к развитию нерегулируемых иммунных реакций, вызывающих поражение стенок кишечника.

Исследователи из Чикаго изучали основные механизмы развития ВЗК на генетически модифицированных мышах, у которых отсутствовал ген — предшественник интерлейкина 10, подавляющего иммунный ответ на кишечную микрофлору. У таких мышей НЯК развивался в 25% случаев, если их рацион был беден жирами или содержал большое количество полиненасыщенных жиров. Однако при увеличении доли насыщенных молочных жиров в течение 6 мес НЯК выявили уже у 60% животных. Кроме того, степень тяжести заболевания у таких мышей была существенно выше.

В результате исследования кишечного микробиома выявлено, что повышение содержания молочных жиров в пище заставляет печень вырабатывать для его расщепления в составе желчи больше специфических серосодержащих ферментов, которые при попадании в кишечник создают благоприятные условия для активного размножения бактерии Bilophila wadsworthia. У мышей, рацион которых был обогащен насыщенными молочными жирами, доля этих бактерий возрастала до 6%, в то время как у остальных животных Bilophila wadsworthia практически не определялась. Антигенный спектр ее клеточной оболочки, являясь непривычным для систем иммунного надзора, запускает местные защитные реакции, которые у лиц с генетической предрасположенностью приводят затем к развитию ВЗК. Кроме того, в процессе жизнедеятельности эти бактерии выделяют вещества, повышающие проницаемость слизистой оболочки кишечника, что усиливает иммуноклеточную инфильтрацию и усугубляет повреждение кишечной стенки.

Грамотрицательная палочка Bilophila wadsworthia как представитель оппортунистической флоры ранее уже привлекала внимание ученых в связи с такими патологиями, как острый аппендицит и гнойно-воспалительные заболевания слепой кишки у лиц со сниженным иммунитетом, а потому относится к условно-патогенным.

В настоящее время исследуются возможности восстановления нормальной кишечной микрофлоры на фоне генетической предрасположенности к ВЗК и изучается влияние этого фактора на риск развития заболевания. При этом авторы исследования полагают, что профилактика с помощью изменения образа жизни, в частности, коррекции диеты с уменьшением доли насыщенных животных жиров за счет повышения содержания ненасыщенных растительных жиров, может оказаться эффективной для лиц из группы риска ВЗК.

Devkota S., Wang Y., Musch M.W. et al. (2012) Dietary-fat-induced taurocholic acid promotes pathobiont expansion and colitis in Il10−/− mice. Nature, June 13 [Epub ahead of print].

University of Chicago Medical Center (2012, June 13) Western diet changes gut bacteria and triggers colitis in those at risk. ScienceDaily (www.sciencedaily.com/releases/2012/06/120613133040.htm).

Алина Жигунова