Эстрогены в терапии при нейробластоме

6 лютого 2018 о 17:30

88235453В новом исследовании, проведенном учеными Каролинского института (Karolinska Institutet), Швеция, сообщается о том, что лечение эстрогенами на фоне сверхэкспрессии рецепторов к указанным гормонам может способствовать модуляции как базальной, так и индуцированной нейронной дифференцировки в амплифицированных клетках нейробластомы. Основные положения и выводы работы опубликованы в издании «Proceedings of the National Academy of Sciences» 26 января 2018 г.

Нейробластома — гетерогенная недифференцированная злокачественная опухоль симпатической нервной системы — разновидность эмбриональных новообразований, в 99% случаев выявляемая у детей в возрасте до 15 лет. Клинические проявления могут варьировать от спонтанной регрессии до формирования слабодифференцированных опухолей и активации метастазирования. Однако в большинстве случаев отмечают агрессивный тип развития опухолевого роста, с тенденциями к метастазированию и устойчивостью к современным методам лечения, сочетающего оперативное вмешательство, лучевую и интенсивную химиотерапию. Известно, что наиболее агрессивные формы нейробластомы, как правило, обусловлены выраженной экспрессией гена MYCN, стимулирующего рост, распространение и ингибирование дифференцировки опухолевых клеток.

Мари Арсениан-Хенриксон (Marie Arsenian-Henriksson), профессор кафедры микробиологии, опухолевой и клеточной биологии Каролинского института, отметила, что до настоящего времени в исследованиях основное внимание уделялось именно активности указанного гена и его влияний, определяющих характер опухолевого роста. Действительно, MYCN часто рассматривался исключительно в роли маркера неблагоприятного прогноза развития онкологического процесса. Однако в то же время значимость экспрессии данного гена может играть центральную роль в качестве мишени для разработки новых терапевтических подходов при данном заболевании.

В предыдущем исследовании коллективом ученых установлено, что активация MYCN может приводить к образованию особых микроРНК, регулирующих функциональную активность белков. Также продемонстрировано, что отдельные микроРНК способны ингибировать рецепторы эстрогенов ERalpha. Новое исследование позволило расширить представление о функционировании указанных клеточных механизмов. Так, выявлено, что блокирование активности микроРНК или терапия эстрогенами в сочетании с избыточной экспрессией рецептора эстрогена ERalpha может служить основой направленной дифференцировки агрессивных клеток нейробластомы с активированным геном MYCN и в итоге приводить к формированию нейроноподобных клеток, функционирование которых сходно с неизмененными нейронами.

В ходе работы исследователями проведен анализ морфологических особенностей опухолевой ткани пациентов, культивируемых опухолевых клеток, а также опухолевых тканей нейробластом, моделированных у лабораторных животных. Выявлено, что нейроноподобные клетки отличаются замедленным ростом в отличие от опухолевых клеток. В то же время у лиц с высоким уровнем экспрессии рецептора эстрогена ERalpha отмечена более высокая выживаемость, чем у пациентов с низкой представленностью этих рецепторов.

Резюмируя итоги работы, М. Арсениан-Хенриксон заключила, что новые данные позволяют говорить о возможности применения терапии на основе эстрогенов в качестве перспективного метода лечения пациентов с высокой представленностью рецепторов ERalpha. При этом альтернативные подходы терапии могут включать модуляцию активности MYCN или усиление экспрессии рецептора эстрогена с последующим применением препаратов на основе эстрогенов.

• Dzieran J., Garcia A.R., Westermark U.K. et al. (2018) MYCN-amplified neuroblastoma maintains an aggressive and undifferentiated phenotype by deregulation of estrogen and NGF signaling. Proc. Natl. Acad. Sci., Jan. 26 [Epub. ahead of print].
  • Karolinska Institutet (2018) Estrogen causes neuroblastoma cells to mature into neurons. ScienceDaily, Jan. 29 (https://www.sciencedaily.com/releases/2018/01/180129092930.htm).