Генетический анализ в прогнозировании эффективности применения антидепрессантов

19 січня 2018 о 16:32

12313131Неэффективность препаратов группы селективных ингибиторов обратного захвата серотонина (СИОЗС), применяемых в терапии при депрессивных расстройствах, может быть обусловлена индивидуальными вариациями генетического профиля пациента. Так, в статье, представленной в издании «The American Journal of Psychiatry» 12 января 2018 г., сообщается о том, что вариации в гене, кодирующем экспрессию фермента CYP 2C19, могут приводить к существенным различиям уровней биодоступности эсциталопрама у тех или иных пациентов. При этом подбор оптимально эффективной дозы препарата, основываясь на специфической генетической конституции пациента, согласно выводам работы, позволил бы существенно улучшить терапевтические результаты. Научное исследование проведено учеными Каролинского института (Karolinska Institutet), Швеция, совместно с научными сотрудниками Клиники «Diakonhjemmet» в Осло, Норвегия.

Известно, что современная фармакотерапия при клинической депрессии наиболее часто предполагает применение препаратов группы СИОЗС, среди которых эсциталопрам является наиболее распространенным в клинической практике. Тем не менее лечение эсциталопрамом в настоящее время ограничено тем, что некоторые пациенты плохо реагируют на препарат, тогда как у других отмечается развитие побочных реакций, что требует незамедлительного прекращения лечения.

Основываясь на указанных фактах, актуальные научные поиски возможностей индивидуализации лекарственной терапии исследователи направили на разработку генетических маркеров, потенциально реализующих необходимость прогнозирования биологических реакций от применения лекарственных веществ. Так, в недавнем исследовании установлено, что изменение гена, кодирующего фермент, ответственный за метаболизм эсциталопрама (CYP 2C19), имеет критическую значимость в отношении терапевтической эффективности назначаемого препарата.

Исследователи выявили, что у индивидуумов с вариантом гена, способствующим усилению экспрессии фермента, уровни эсциталопрама в крови были слишком низкими, что препятствовало развитию ожидаемых терапевтических эффектов. В то же время у пациентов с генетическим дефектом CYP 2C19 уровни лекарственного препарата были слишком высокими. В целом в ходе наблюдения установлено, что лишь ⅓ из всех (n=2087) участников исследования достигли уровней эсциталопрама, которые были либо слишком высокими, либо слишком низкими.

Более того, исследователи выявили, что у 30% пациентов, несущих варианты генов, приводящих к чрезмерному или недостаточному уровню ферментов, возникала необходимость применения препаратов других групп в течение одного года терапии, в отличие от 10–12% пациентов, несущих общий ген. Комментируя результаты работы, ученые подчеркнули, что проведенное исследование продемонстрировало доказательства клинической значимости генотипирования CYP 2C19 в персонализированном подборе оптимально эффективных дозировок эсциталопрама. «Поскольку CYP 2C19 участвует в метаболизме многих разных СИОЗС, полученные данные также могут быть применены в отношении антидепрессантов других групп. В целом же практические результаты исследования для пациентов могут означать возможность достижения лучшего всестороннего эффекта в устранении проявлений депрессивных расстройств», — отметил профессор Магнус Ингельман-Сандберг (Magnus Ingelman-Sundberg) из отделения физиологии и фармакологии Каролинского института, возглавивший исследование совместно с профессором Эспеном Молденом (Espen Molden).

• Jukić M.M., Haslemo T., Molden E. et al. (2018) Impact of CYP2C19 genotype on escitalopram exposure and therapeutic failure: a retrospective study based on 2,087 patients. Am. J. Psychiatr., Jan. 12 [Epub. ahead of print].
  • Karolinska Institutet (2018) Genetic analysis can improve depression therapy. ScienceDaily, Jan. 12 (https://www.sciencedaily.com/releases/2018/01/180112105113.htm).