Почему избыточная масса тела повышает риск развития рака?

29 серпня 2017 о 12:44
Спеціальності :

2523253990Ранее мы писали, что ожирение является фактором риска развития онкологических заболеваний, однако биологический механизм данной взаимосвязи долгое время оставался неизвестным. В ходе новой работы ученым Университета штата Мичиган (Michigan State University), США, удалось изучить детали физиологических процессов, при которых специфический протеин, высвобождаясь из клеток жировой ткани, может способствовать канцерогенезу. Исследователи отметили, что большее количество выявленного протеина наблюдается у людей с преобладанием абдоминального жира над подкожным. Результаты работы представлены в журнале «Oncogene».

По оценкам специалистов у ⅓ населения планеты наблюдаются признаки ожирения или избыточной массы тела. Известно, что такие нарушения метаболизма повышают риск развития некоторых видов онкологических патологий, включая рак молочной железы, кишечника, предстательной железы, матки и почки. В ходе данной работы ученые оценивали состояние здоровья лабораторных мышей, получавших корм с высоким содержанием жиров. Известно, что жировая ткань на передней поверхности туловища может располагаться двумя слоями — подкожно и абдоминально, или висцерально. Авторы работы отметили, что через несколько дней после начала исследования у лабораторных животных наблюдалось усиление выработки фактора роста фибробластов-2 абдоминальной жировой тканью. Этот протеин, как выяснили исследователи, способен стимулировать определенные клетки, отличающиеся повышенной чувствительностью к нему, что приводит к их перерождению в раковые.

Во второй части исследования ученые отобрали висцеральную жировую ткань у женщин, перенесших гистерэктомию. Они установили, что если клетки секретируют большое количество фактора роста фибробластов-2, то при переносе их лабораторным мышам они очень часто дают начало опухолевому росту. Такой вывод позволил ученым заявить, что жировая ткань в определенных условиях может способствовать трансформации здоровой клетки в опухолегенную. Они отметили, что жировой тканью секретируются и другие биологически активные соединения, которые могут влиять на канцерогенез, например эстроген, но в ходе предыдущих исследований ученым не удалось установить наличие прямой причинно-следственной связи между этими факторами.

Руководитель работы доктор Джеми Бернард (Jamie Bernard) отметил, что, несмотря на значительные успехи в лечении больных раком и улучшение качества жизни пациентов, распространенность этих патологий продолжает расти. Важно понять причину развития онкологических заболеваний для успешной борьбы с ними терапевтическими и диетологическими вмешательствами. Исследователи подчеркнули, что просто наличие избыточной массы тела не является надежным методом определения риска развития онкологических патологий. Более точную информацию можно получить при анализе распределения жировой ткани и уровня специфического белка — фактора роста фибробластов-2. Они заметили, что в развитии рака всегда присутствует элемент случайности, но выбирая здоровый образ жизни, включающий сбалансированное питание, достаточный уровень физической активности и отказ от вредных привычек, всегда можно немного снизить вероятный риск.

• Chakraborty D., Benham V., Bullard B. et al. (2017) Fibroblast growth factor receptor is a mechanistic link between visceral adiposity and cancer. Oncogene, Aug. 07 [Epub. ahead of print].
  • Michigan State University (2017) This is how belly fat could increase your cancer risk. ScienceDaily, Aug. 24 (http://www.sciencedaily.com/releases/2017/08/170824101756.htm).