Роль генетических влияний в развитии церебральной гемиплегии

11 серпня 2017 о 12:18

345646600Одна из наиболее распространенных форм детского церебрального паралича — гемиплегическая. В исследовании, посвященном изучению особенностей генотипа при церебральной гемиплегии, группой канадских ученых впервые проанализированы генетические различия и наследственные факторы, определяющие развитие указанного неврологического состояния. В ходе исследования в определенных локусах генотипа таких пациентов идентифицированы мутации, часть из которых отражает характер наследования при формировании генотипа, тогда как иные представляют собой вновь приобретенные генетические изменения. Основные положения работы опубликованы в издании «Genetics in Medicine» 3 августа 2017 г.

Согласно данным медицинской статистики, ежегодно приблизительно у 3 из 1000 детей диагностируют детский церебральный паралич. Наряду с другими расстройствами развития роль генетических факторов в формировании указанного состояния все чаще оценивается в качестве определяющей. В то же время недостаток достоверной информации относительно наследственных влияний затруднял применение данных медицинской генетики в этиологическом прогнозировании развития гемиплегии и других форм церебрального паралича.

Ранее установлено, что около 9,6% детей с церебральным параличом наследуют от своих родителей строго определенные геномные количественные варианты копий (CNV), а также показано, что CNV — тип структурных изменений, выявляемых в типичном геноме и зависящих от характера делеций или дублирования фрагментов ДНК.

В настоящем исследовании учеными выявлены новые CNV или мутации, впоследствии характеризующие проявления детского церебрального паралича либо взаимосвязанные с ним медицинские состояния. В ходе работы проведено генотипирование 97 детей с гемиплегической формой церебрального паралича совместно с анализом генотипа родителей. После этого полученные генетические данные были сопоставлены с аналогичными характеристиками 10 851 участника контрольной группы с целью скрининга любых возможных редких мутаций, имеющих отношение к CNV и развитию гемиплегии. Выделенные в процессе исследования генетические локусы, затронутые процессом количественного вариантного копирования, также были секвенированы в ходе дальнейшего поиска мутантных последовательностей на более тонком уровне. Кроме того, для оценки роли потенциальных факторов риска развития гемиплегии у ребенка проведен опрос родителей с целью анализа особенностей беременности матери, родов и неонатального периода.

В результате исследования выявлено, что из 97 пациентов 18,6% наследовали редкие мутации по типу CNV от одного из своих родителей. Установлено, что такие вариации характерны для геномных последовательностей, определяющих особенности нейроразвития, а также известные геномные расстройства. Помимо этого, у 7,2% участников исследования с гемиплегической формой церебрального паралича идентифицировали de novo-вариации в последовательностях CNV и половых хромосомах.

Анализируя полученные результаты, авторы отметили, что многие из описанных генетических вариаций играют значимую роль в формировании последовательностей генов, ответственных за расстройства аутистического спектра и языковое обучение. В целом результаты работы расширяют представление о влиянии наследственных факторов на развитие детского церебрального паралича. В клиническом же ракурсе новое видение проблемы может обеспечивать обоснованное применение генетического консультирования на этапах этиологического прогнозирования развития церебральной гемиплегии у детей.

• Springer (2017) Could mutations and inherited genes play a role in cerebral palsy? ScienceDaily, Aug. 3 (https://www.sciencedaily.com/releases/2017/08/170803095951.htm).
  • Zarrei M., Fehlings D.L., Mawjee K. et al. (2017) De novo and rare inherited­ copy-number variations in the hemiplegic form of cerebral palsy. Genet. Med., Aug. 3 [Epub. ahead of print].