Употребление грецких орехов: польза или вред?

9 серпня 2017 о 12:10

613411По результатам ранее проведенных эпидемиологических исследований ученые сообщают о пользе употребления в пищу разнообразных орехов, особенно грецких, хотя сам этот механизм на данный момент не полностью установлен. Тем не менее выявлено, что дополнительное введение грецких орехов в рацион питания человека ассоциировано со снижением риска развития сердечно-сосудистых заболеваний и поддержанием здоровья центральной нервной системы при процессе старения у людей, а также с замедлением скорости роста злокачественных новообразований у мышей. Отмечается, что данный продукт содержит большое количество омега-3-жирных кислот, альфа-­линоленовой кислоты, фитохимических полезных веществ, антиоксидантов, пищевых волокон и др. Кроме того, грецкие орехи содержат примерно вдвое выше концентрацию фенолов по сравнению с фруктами и овощами.

Важность количественного и качественного состава микробиома кишечника для здоровья человека недавно продемонстрирована в нескольких исследованиях, а наличие определенных бактериальных сообществ ассоциировано с рядом различных хронических заболеваний, включая кардиологические, онкологические, заболевания головного мозга и др. Отмечается, что одним из таких механизмов, с помощью которых употребление грецких орехов приносит пользу для здоровья человека, является модуляция состава микробиома кишечника.

В связи с этим ученые из Соединенных Штатов Америки провели исследование на крысах, цель которого состояла в том, чтобы определить, изменило ли микробиом кишечника включение грецких орехов в рацион питания, и при этом, каким образом изменение количественного и качественного состава бактериаль­ных сообществ привело к улучшению здоровья животных. Результаты этого исследования опубликованы 9 июля 2017 г. в «The Journal of Nutritional Biochemistry» («Журнал биохимии питания»). Отмечается, что эта работа получила финансовую поддержку со стороны Американского института исследования злокачественных новообразований (American Institute for Cancer Research) и Калифорнийской комиссии по изучению грецких орехов (California Walnut Commission).

Для этого животных распределили на две когорты: с добавлением грецких орехов в питание и контрольную. Оценка состава бактериальных сообществ происходила на основании образцов, извлеченных из нисходящей ободочной кишки животных. Прежде всего установлено, что добавление грецких орехов в рацион никак не повлияло на массу тела животных: в начале исследования и в конце особи имели одинаковые показатели в сравнении между двумя группами.

В результате исследователи отмечают, что введение грецких орехов в рацион крыс смещает преобладающую микрофлору нисходящей ободочной кишки от Bacterodites к Firmicutes. Стоит уточнить, что в более ранних исследованиях установлено, что у молодых особей преобладают последние микроорганизмы, а смещение в сторону Bacterodites происходит с возрастом. Тем не менее отмечается наличие определенной взаимосвязи между ожирением и данными представителями микрофлоры кишечника у человека. Как правило, лица с избыточной массой тела или ожирением имеют большее количество микроорганизмов Firmicutes и меньшее количество Bacterodites, хотя прежде всего эти изменения могут быть взаимосвязаны с высоким содержанием жиров в рационе питания.

Основываясь на современном понимании определенных сдвигов в видовом составе микробиоты в ту или иную сторону, увеличение численности микроорганизмов Firmicutes, наблюдаемое при перманентном включении грецких орехов в рацион питания, не может считаться благоприятным, но животные, употребляющие этот продукт, впоследствии имели большее разнообразие видового состава микроорганизмов, что, в свою очередь, ассоциировано с положительными эффектами в отношении здоровья, и более того, это разнообразие можно считать более важным фактором, нежели относительное преобладание того или иного вида микроорганизмов, поскольку ранее уже было установлено, что уменьшение видового состава микробиоты человека взаимосвязано с риском развития ожирения и воспалительных заболеваний кишечника.

Стоит отметить, что пребиотики — это пищевые компоненты, которые не перевариваются и не усваиваются в верхних отделах желудочно-кишечного тракта, но ферментируются микрофлорой толстого кишечника и стимулируют ее рост и жизнедеятельность, а также избирательно способствуют пролиферации и/или активизации полезных микроорганизмов в кишечнике. Обычно целевыми видами микроорганизмов являются Bifidobacterium и Lactobacillus, но есть и несколько новых кандидатов — пробиотиков (полезных для человека непатогенных и нетоксикогенных живых микроорганизмов): Ruminococcus bromii, Roseburia intestinalis, Eubacterium rectale и Faecalibactruim prausnitzii. Добавление грецких орехов к рациону увеличивало численность Lactobacillus, Ruminococcus и Roseburia, предполагая пребиотическую роль грецких орехов.

Исследователи отмечают положительное влияние длительного употребления грецких орехов на метаболизм триптофана, который является биохимическим предшественником индольных алкалоидов, и с недостатком которого сопряжен гиповитаминоз витамина B3. Кроме того, путь метаболизма триптофана взаимо­связан с синтезом серотонина, мелатонина и ниацина. В нескольких недавно опубликованных исследованиях выявили взаимо­связь между кишечной микробиотой и здоровьем головного мозга. Установлено, что некоторые представители кишечной микрофлоры могут участвовать в регуляции биосинтеза серотонина хозяина. И хотя ранее опубликованы результаты нескольких исследований, в которых предполагалось, что грецкие орехи могут улучшать функции головного мозга, тем не менее взаимо­связь между настоящим наблюдением и другими исследованиями требует дальнейшего изучения.

В заключение авторы сделали выводы, что в результате проведенного исследования продемонстрирована взаимосвязь между включением грецких орехов в рацион питания крыс и изменениями бактериального сообщества в нисходящей ободочной кишке этих животных. Исследователи предполагают, что количественное и качественное изменение состава микробиоты кишечника при употреблении грецких орехов имеет определенную пользу для здоровья, но для подтверждения этого необходимы дальнейшие исследования.

Стоит отметить, недавно опубликованы результаты исследования, в котором установлено, что употребление кофе связано со снижением смертности.

• Byerley L.O., Samuelson D., Blanchard IV E. et al. (2017) Changes in the Gut Microbial Communities Following Addition of Walnuts to the Diet. J. Nutr. Biochem. (https://doi.org/10.1016/j.jnutbio.2017.07.001).

Олег Мартышин