Улучшена стратегия терапии при боли

24 липня 2017 о 16:05

515151В недавней работе, проведенной исследователями Университета Монаш (Monash University), Австралия, сообщается об успешной разработке новой стратегии, направленной на внутриклеточную доставку анальгетиков, что, по мнению авторов, может стать серьезным шагом на пути дальнейшего развития практики экстренной и долгосрочной обезболивающей терапии. Результаты исследования опубликованы в издании «Science Translational Medicine» 31 мая 2017 г.

В настоящее время более 100 млн американцев испытывают проявления хронического болевого синдрома. Более того, в долгосрочной перспективе закономерно ожидается возрастание нынешних показателей с учетом (наряду с увеличением средней продолжительности жизни) роста заболеваемости сахарным диабетом, онкологическими заболеваниями в сочетании с повышением выживаемости и формированием хронического болевого синдрома. Кроме этого, несмотря на интенсивные исследования в сочетании с активным финансированием подобных разработок, до настоящего времени глобальный рынок стратегий анальгезии при невральной боли не располагал терапевтическими вариантами, которые бы при оптимальной эффективности целевого применения приближались к минимуму нежелательных побочных эффектов.

Так, в новом исследовании представлены результаты, объясняющие нюансы функционирования внутринейронного протеина, участвующего в механизме развития острой и хронической боли. Указанный протеин — нейрокининовый рецептор 1-го типа (NK-1), опосредующий передачу болевого импульса путем взаимодействия в ноцицептивных нейронах с субстанцией P и последующим формированием длительного возбуждающего постсинаптического потенциала. Учитывая известную и ранее взаимосвязь NK-1 с болевым синдромом и некоторыми другими заболеваниями нервной системы, многие предыдущие попытки в разработке анальгетиков были направлены на прицельное ингибирование данных рецепторов, что, однако, не оправдывало ожиданий эффективности таких методов лечения. В новом исследовании ученые показали, что ограничения указанных методологий в терапии при боли могли быть обусловлены направленностью на внеклеточные поверхностные рецепторы NK-1. В частности, выявлено, что именно функционирование рецепторов NK-1 внутри нейронов контролирует формирование и поддержание болевого импульса. Поэтому препараты, блокирующие их активность на поверхности клеток, недостаточно эффективны.

Однако в моделях на лабораторных животных исследователи наблюдали более высокую результативность анальгезии в результате блокирования NK-1-рецепторов уже внутри нейрона.

Работая с многопрофильной группой клеточных биологов, фармакологов и физиологов, исследователи разработали препараты, которые специфически нацелены на NK-1-рецепторы в нервной клетке. Исследования, проведенные на нескольких моделях лабораторных животных, показали, что применение препаратов, имеющих сконструированное липидное приложение, мишенью которого является внутриклеточный NK-1-рецептор, может быть эффективным при блокировании болевых импульсов в течение длительного времени.

Резюмируя итоги работы, авторы указали на то, что данное исследование основано на доказательстве гипотезы о возможности пересмотра концепции современной терапии боли в сторону более высокой ее эффективности. Однако следующим шагом в данном направлении должен стать поиск формата, позволяющего перевести эту технологию в клинические испытания у добровольцев. Исследователи подчеркнули, что, несмотря на сложности предстоящего пути, потенциал конечных преимуществ описанной терапевтической стратегии для пациентов с невральной болью неоспорим.

• Monash University (2017) Game changing strategy for pain relief developed. Sci. Bul., June 2 (http://sciencebulletin.org/archives/13466.html).
  • Jensen D.D., Lieu T., Halls M.L. et al. (2017) Neurokinin 1 receptor signaling in endosomes mediates sustained nociception and is a viable therapeutic target for prolonged pain relief. Sci. Transl. Med., 9(392): 34–47 (http://stm.sciencemag.org/content/9/392/eaal3447).