24 травня 2017 о 12:02

Применение метформина в терапии пациентов с проявлениями синдрома ломкой X-хромосомыСиндром ломкой X-хромосомы, или синдром Мартина — Белл, — наследственное заболевание, этиологической основой которого является патологическое увеличение количества копий единичных тринуклео­тидов в Х-хромосоме. Это приводит к нарушению экспрессии протеина FMR1, необходимого для нормального развития структур центральной нервной системы. Клиническая картина заболевания характеризуется неспецифичной неврологической симптоматикой, отражающей нарушения интеллектуального развития, нередко сочетающиеся с симптомами раннего детского аутизма, тревожными расстройствами и судорожным синдромом. Терапия при данном заболевании в настоящее время находится на стадии разработки.

Однако в новом исследовании, проведенном учеными Университета Макгилла (McGill University), Канада, Эдинбургского университета (University of Edinburgh), Великобритания, и Монреальского университета (Université de Montréal), Канада, сообщается о том, что метформин — один из наиболее широко применяемых препаратов для лечения больных сахарным диабетом 2-го типа — потенциально может использоваться также в симптоматической терапии при синдроме ломкой X-хромосомы. Результаты работы опубликованы в издании «Nature Medicine» 15 мая 2017 г.

Исследователями показано, что применение метформина у мышей с моделированным в эксперименте синдромом ломкой X-хромосомы способствовало повышению эффективности функционирования отдельных межнейронных связей, что в итоге улучшало социальные и поведенческие навыки у животных. Позитивные изменения в функционировании межнейронных взаимосвязей и расширение поведенческих моделей у животных исследователи наблюдали после инъекционного курса метформина в течение 10 дней.

Кроме того, учитывая, что дизайн исследования предполагал изучение влияния метформина на динамику клинических проявлений моделированного синдрома ломкой Х-хромосомы у животных с преобладанием аутистических проявлений, по итогам работы специалисты допускают также, что метформин можно применять и в терапии других расстройств аутистического спектра. Помимо этого, в проведенном исследовании установлено, что использование метформина способствует восстановлению отдельных молекулярных путей метаболизма, нарушенных в отсутствие протеина FMR1. Тем не менее конкретные механизмы влияния данного препарата в устранении известных нарушений не выяснены. Поэтому задачей следующих этапов исследования ученые видят необходимость уточнения молекулярных взаимодействий и идентификацию целевых мишеней метформина в изменении процессов внутриклеточного метаболизма при синдроме ломкой Х-хромосомы.

Комментируя работу, ученые отметили, что метформин широко применяется в терапии пациентов с сахарным диабетом 2-го типа более 30 лет, и его клиническая безопасность и переносимость хорошо документированы. По мнению авторов исследования, это позволяет рассматривать полученные результаты как перспективные исходные данные для дальнейшей разработки симптоматических стратегий лечения при указанном генетическом синдроме.

• Gantois I., Khoutorsky A., Popic J. et al. (2017) Metformin ameliorates core deficits in a mouse model of fragile X syndrome. Nat. Med., May 15 (https://www.nature.com/nm/journal/vaop/ncurrent/full/nm.4335.html).
  • McGill University (2017) Diabetes drug may help symptoms of autism-associated condition. ScienceDaily, May 15 (https://www.sciencedaily.com/releases/2017/05/170515111614.htm).