Малоподвижный образ жизни — фактор риска развития деменции

18 січня 2017 о 12:17

Малоподвижный образ жизни — фактор риска развития деменцииУченые Университета Макмастера (McMaster University), Гамильтон, Канада, в ходе новой работы, результаты которой представлены в «Journal of Alzheimer’s Disease», получили доказательства, что недостаточный уровень физической активности у людей пожилого возраста настолько же повышает риск развития деменции, как и генетические факторы.

В мире зарегистрировано 47,5 млн пациентов с деменцией, к 2030 г. их количество, по подсчетам специалистов, составит 75,6 млн человек. Наиболее частой причиной деменции является болезнь Альцгеймера, а важнейшим фактором риска ее развития является носительство гена изоформы Е4 aполипопротеина Е (ApoE). Согласно данным ученых из Ассоциации Альцгеймера (Alzheimer’s Association), у людей, являющихся носителями одной копии данного гена, патология развивается в 3 раза чаще, чем у их сверстников без данного гена, а у носителей двух копий гена — в 8–12 раз чаще. Однако в данной работе канадские ученые предположили, что риск развития деменции может быть особо высок у людей с малоподвижным образом жизни.

В рекомендациях по физической активности (Physical Activity Guidelines) американские специалисты рекомендуют еженедельно не менее 150 мин посвящать аэробным нагрузкам умеренной интенсивности или 75 мин высокоинтенсивным занятиям. Однако в ходе исследования проведенного в 2015 г., результаты которого опубликованы в «Journal of Aging and Physical Activity», ученые Каледонского университета Глазго (Glasgow Caledonian University), Шотландия, отметили, что люди в возрасте старше 60 лет в среднем около 9,4 ч в день проводят сидя, что составляет 65–80% времени их бодрствования. В ходе данной работы ученые под руководством доктора Дженифер Хеисз (Jennifer Heisz) исследовали взаимосвязь между физической активностью и риском развития деменции у людей с геном APOE-ε4 и без него. Для этого они проанализировали состояние здоровья 1646 людей пожилого возраста, которые были участниками крупного исследования и у которых не наблюдалось признаков деменции в начале работы. Их показатели оценивали в течение 5 лет.

Исследователи отметили, что у людей, не являющихся носителями APOE-ε4, риск развития повышался на фоне низкой физической активности (относительный риск (ОР) 1,98; 95% доверительный интервал (ДИ) 1,44–2,71; p< 0,001). Для носителей гена увлеченность спортом не оказывала влияния на вероятность развития деменции (ОР = 0,71; 95% ДИ  0,46–1,31; p = 0,34). Это свидетельствует о том, что недостаток физической активности является столь же важным фактором риска развития деменции, как и генетическая предрасположенность.

Подытожив результаты исследования, его авторы считают, что достаточный уровень физической активности может предотвращать развитие деменции у людей без гена APOE-ε4. Они подчеркнули, что, несмотря на то что возраст является важным фактором, способствующим развитию когнитивных нарушений, все большее число специалистов приходит к выводу о наличии стойкой взаимосвязи между генетической предрасположенностью и образом жизни. Ученые полагают, что в ходе следующих работ необходимо определить, какие виды физической активности наиболее благоприятно сказываются на функциональном состоянии головного мозга.

• Barbara F., Hanna F., Ana K. et al. (2017) Physical exercise moderates the relationship of Apolipoprotein E (APOE) genotype and dementia risk: A population-based study. J. Alz. Dis., Jan. 12 [Epub. ahead of print].
    • Harvey J.A., Chastin S.F., Skelton D.A. (2015) How sedentary are older people? A systematic review of the amount of sedentary behavior. J. Aging Phys. Act., 23(3): 471–487.
    • Whiteman H. (2017) Sedentary behavior raises dementia risk as much as genetic factors. Medical News Today, Jan. 15 (http://www.medicalnewstoday.com/articles/315173.php).