Глиальные клетки подвержены возрастным изменениям

12 січня 2017 о 12:08

Глиальные клетки подвержены возрастным изменениямС возрастом изменяется не количество нейронов, а состав и функциональные особенности нейроглии — к такому выводу в ходе нового исследования пришли ученые из Института Фрэнсиса Крика (Francis Crick Institute), США, и Университетского колледжа Лондона (University College London), Великобритания. Они отметили, что изменения глии с течением времени настолько характерны, что их можно использовать для определения возраста. Результаты работы представлены в журнале «Cell Reports». Авторы исследования полагают, что полученные результаты могут стать основой для лучшего понимания роли глиальных клеток в развитии различных патологий головного мозга.

Существует несколько типов клеток нейроглии, каждый из которых обеспечивает различные виды поддержки нейронов: олигодендроциты окружают и изолируют их, микроглия действует как клетки иммунной системы, она способна к фагоцитозу, астроциты поддерживают метаболизм нейронов, детоксикацию тканей и другие функции. В ходе исследования эксперты изучали образцы мозговой ткани, которые были посмертно отобраны у 480 людей (возраст — 16–106 лет). Они проанализировали образцы из 10 различных участков мозга и выявили, что с возрастом глиальные клетки испытывают бóльшие изменения, чем нейроны. Сравнивая исследуемые ткани, ученые пришли к выводу, что с возрастом в некоторых участках головного мозга, в частности в гиппокампе и черной субстанции — областях, контролирующих память и движение, уменьшается количество олигодендроцитов и астроцитов, но увеличивается количество микроглии. Сравнив образцы тканей 3 лиц молодого и 3 пожилого возраста, специалисты отметили, что с возрастом число олигодендроцитов в лобной доле также уменьшается, изменение же количества других клеток имеет более сложные закономерности.

Авторы работы рассказали, что для данного исследования они разработали новую точную программу для подсчета количества клеток и определения наличия изменений на молекулярном и клеточном уровне. Они не увидели исчезновения олигодендроцитов и критических изменений в нейронах, кроме некоторого уменьшения их среднего размера. Это вызвало особый интерес у исследователей, поскольку крупные нейроны часто вовлечены в развитие нейродегенеративных заболеваний. Один из неожиданных выводов заключается в том, что по глиальной картине можно предположить возраст. Учитывая то, что подобное исследование может быть только посмертным и этим ограничено его применение, оно может использоваться специалистами как еще один инструмент для изучения процессов старения в головном мозгу и механизмов, определяющих развитие некоторых патологий головного мозга.

• Cell Press (2017) Glia, not neurons, are most affected by brain aging. ScienceDaily, Jan. 10 (http://www.sciencedaily.com/releases/2017/01/170110120706.htm).
    • Soreq L., Rose J., Soreq E. et al. (2017) Major shifts in glial regional identity are a transcriptional hallmark of human brain aging. Cell Rep., Jan. 10 [Epub. ahead of print].