Найден биомаркер развития депрессии

14 грудня 2016 о 15:57

Найден биомаркер развития депрессииВ настоящее время депрессия как одно из наиболее распространенных психических заболеваний является наиболее частой причиной заболеваемости в развитых странах. В недавнем исследовании ученым удалось найти взаимосвязь между предрасположенностью к депрессии и уровнем активности определенного фермента.

Известно, что у более чем 4% населения земного шара диагностируют депрессию, а в Швеции ежегодно приблизительно 1500 человек совершают самоубийства. За последние годы изучены отдельные механизмы депрессивных расстройств. Однако в целом патофизиология этого заболевания остается неясной, а имеющаяся апробированная фармакотерапия недостаточна, несмотря на интенсивные исследования этого вопроса.

Новая работа, проведенная сотрудниками Каролинского института (Karolinska Institutet), Швеция, описывает роль фермента CYP 2C19 в развитии депрессии и морфофункциональных изменений головного мозга. Данный фермент ответственен за метаболизм множества нейроактивных соединений, в том числе имеющих свойства антидепрессантов, и локализован в эмбриональном мозгу, а также в тканях печени взрослого человека.

Один из руководителей исследования, Магнус Ингельман-Сандберг (Magnus Ingelman-Sundberg), отметил, что в ходе работы у лабораторных мышей с генетически измененным геномом и гиперэкспрессией человеческого гена CYP 2C19, отвечающего за синтез соответствующего фермента у эмбрионов этих животных, во взрослом состоянии наблюдали меньшие размеры гиппокампа наряду с изменениями структуры нервных клеток этой области мозга. Это проявлялось высоким уровнем беспокойства и депрессии по сравнению с лабораторными животными контрольной группы. Гиппокамп является центральной структурой головного мозга, контролирующей эмоции и реакции адаптации, поэтому выявленные учеными морфофункциональные изменения в гиппокампе мышей с гиперэкспрессией CYP 2C19 стали отправной точкой последующего исследования для изучения возможностей экстраполяции полученных результатов на людей. В значительной мере этому способствовало то, что у 4% в популяции наблюдается недостаточность фермента CYP 2C19, в то время как у 30% населения отмечена его гиперактивность.

Так, после оценки результатов магнитно-резонансного сканирования и эпидемиологических статистических данных относительно уровня суицидов, а также результатов тестирования по определению депрессивной направленности настроения нескольких тысяч людей исследователи выявили, что отсутствие фермента связано с большим объемом гиппокампа. У таких людей наблюдали меньшую выраженность депрессивных модальностей в настроении. И наоборот, установлено, что усиление активности фермента CYP 2C19 связано с увеличением количества суицидальных попыток у лиц с депрессивными расстройствами.

Таким образом, результаты работы, опубликованные в издании «Molecular Psychiatry», свидетельствуют о том, что предрасположенность к депрессивным расстройствам и функциональная активность гиппокампа частично программируются уже в эмбриональный период развития. Так, эмбрионы с редуцированной активностью фермента CYP 2C19 потенциально менее подвержены риску депрессивных расстройств в будущем, имея также большие морфологические параметры гиппокампа во взрослом состоянии. В заключение ученые отметили, что эти выводы могут стать основой для идентификации новых биомаркеров в описании депрессивного фенотипа, а также иметь потенциальное применение в доклиническом скрининге новых лекарственных средств антидепрессивной направленности, особенно тех, которые влияют на серотонинергическую нейротрансмиссию.

• Jukić M.M., Opel N., Ström J. et al. (2016) Elevated CYP2C19 expression is associated with depressive symptoms and hippocampal homeostasis impairment. Mol. Psychiatr., Nov. 29 (http://www.nature.com/mp/journal/vaop/ncurrent/full/mp2016204a.html).
  • Karolinska Institutet (2016) Enzyme research provides a new picture of depression. ScienceDaily, Nov. 29 (https://www.sciencedaily.com/releases/2016/11/161129150434.htm).