Найден протеин, улучшающий метаболизм при сахарном диабете и ожирении

7 грудня 2016 о 17:05

436В настоящее время распространенность сахарного диабета (СД) в мире в среднем составляет от 1 до 8,6%. В Украине ежегодно регистрируют более 100 000 новых случаев данного заболевания. При этом СД 2-го типа у взрослого населения достигает 80–95% среди всех зафиксированных случаев указанной патологии, как правило, сопровождаясь ожирением.

Известно, что избыточная масса тела и ожирение могут стать одними из первоочередных пусковых факторов в развитии СД 2-го типа, тогда как имеющиеся ожирение и СД повышают степень риска различных сопутствующих заболеваний и осложнений, в частности сердечно-сосудистой патологии и некоторых форм онкологических болезней.

В поисках эффективной терапии при СД в мире проводятся множественные исследования, включая изучение возможностей трансплантации поджелудочной железы и манипуляций с геномом. Так, в одном из недавних научных проектов сотрудниками Левенского католического университета (Catholic University of Louvain), Бельгия, выявлен бактериальный мембранный протеин, обладающий свойствами препятствовать развитию патологического процесса при СД и ожирении.

В течение 10 лет коллектив ученых под руководством Патриса Кани (Patrice Cani), научного сотрудника Левенского института фармакологических исследований (Louvain Drug Research Institute) Левенского университета в Бельгии, и профессора Вагенингенского университета (University of Wageningen) Виллема де Вос (Willem de Vos), Нидерланды, был занят изучением морфофизиологических свойств бактерий Akkermansia muciniphila. Ранее было известно, что указанные микроорганизмы являются одними из наиболее распространенных бактерий, составляя 1–5% микрофлоры пищеварительного тракта. Основополагающим результатом проведенного исследования явилось заключение о том, что Akkermansia muciniphila могут иметь решающее значение в терапии лиц с ожирением и СД 2-го типа.

Гипотеза о ключевой роли данных микроорганизмов была выдвинута учеными в 2007 г. и подтверждена в 2013 г. До этого момента сообщалось о том, что при СД 2-го типа и ожирении возникают изменение состава кишечной микрофлоры, воспаление и нарушение барьерных функций слизистой оболочки пищеварительного тракта, однако точный механизм нарушений оставался неясным. В 2013 г. ученые изолировали бактерии Akkermansia muciniphila, присутствующие в слизистом слое стенки пищеварительного тракта и разрушающие муцин, и выявили, что численность этих бактерий меньше у грызунов с ожирением, после чего лабораторным мышам были назначены препараты на основе Akkermansia muciniphila. Это позволило наблюдать у испытуемых обратное развитие нескольких метаболических расстройств.

Помимо прочего, в ходе исследований зарегистрировано позитивное влияние на Akkermansia muciniphila процесса пастеризации, который, по словам авторов проекта, способствовал совершенствованию возможностей микроорганизмов, влияющих на сокращение жировой массы, снижение инсулинорезистентности и дислипидемии у мышей. Так, пытаясь упростить процесс производства бактериального препарата и добиваясь инактивации микроорганизмов при сохранении их полезных свойств, ученые выявили, что пастеризация повышает устойчивость и податливость микроорганизмов, в то же время способствуя усилению их терапевтических качеств. Полученный препарат был настолько эффективен, что предотвращал развитие ожирения и СД 2-го типа у мышей. Такие результаты, при которых препарат на основе Akkermansia muciniphila, подвергшихся пастеризации, показал свою эффективность при указанных метаболических состояниях у мышей, были получены впервые.

Достигнутое послужило обоснованием принятия решения о выпуске бактериального препарата с целью клинических исследований. Указанные испытания начаты и длятся до настоящего времени в клиниках Сент-Люк (Saint-Luc clinics) Левенского университета с декабря 2015 г. К текущему моменту ученые получили доказательства того, что применение такого препарата с бактериальным компонентом является безопасным для людей. Тем не менее все еще предстоит обосновать и предположение о его эффективности. Работа опубликована в журнале «Nature Medicine» 28 ноября 2016 г.

• Plovier H., Everard A., Druart C. et al. (2016) A purified membrane protein from Akkermansia muciniphila or the pasteurized bacterium improves metabolism in obese and diabetic mice. Nat. Med, Nov. 28 (http://www.nature.com/nm/journal/vaop/ncurrent/full/nm.4236.html).
    • Sandoiu A. (2016) Diabetes and obesity could be prevented with novel protein. Medical News Today, Nov. 29 (http://www.medicalnewstoday.com/articles/314411.php).