Стресс и избыточная масса тела биологически взаимосвязаны

13 жовтня 2016 о 12:28

Стресс и избыточная масса тела биологически взаимосвязаныНарушения обмена веществ и расстройства, связанные с повышенной тревожностью, находятся в центре внимания множества современных исследований, а также лечебно-профилактических программ со стороны практического здравоохранения.

Интегративный и психосоматический подходы теоретической медицины предполагают наличие перекрестного механизма, который формирует взаимную обусловленность этих двух явлений. Известно, что существует связь между телом и разумом, между физическим и эмоциональным аспектами. Подтверждая это, отдельные наблюдения демонстрируют, что психологическая травма оказывает влияние на активность множества генов. Однако до настоящего времени подобная связь не была объективно показана с научной точки зрения.

Недавно команда исследователей Еврейского университета в Иерусалиме (The Hebrew University of Jerusalem), Израиль, во главе с профессором Хермоной Сорек (Prof. Hermona Soreq) из Центра наук о мозге Эдмонда и Лили Сафра и Кафедры биохимии факультета математических наук (The Edmond and Lily Safra Center for Brain Sciences and the Department of Biological Chemistry at the Faculty of Mathematics and Sciences) выявила молекулярные элементы, которые объединяют явления тревожности и обмена веществ — тип микроРНК, определяющий общебиологические механизмы. Проведенные ранее исследования показали, что стресс и беспокойство провоцируют воспалительную реакцию за счет значительной активации уровней экспрессии провоспалительных регуляторов микроРНК как в головном мозгу, так и в пищеварительном тракте. «Это объясняет, например, ухудшение состояния пациентов с болезнью Крона под влиянием психологического стресса», — отмечает профессор Х. Сорек. В настоящем же исследовании, где предметом изучения стали метаболические изменения, приводящие к развитию избыточной массы тела, доказано, что некоторые стресс-индуцируемые микроРНК способны не только подавлять воспалительный эффект, но и потенцировать метаболические процессы, связанные с этим синдромом. При этом также выявлено, что уровень их экспрессии отличается в различных тканях и клетках, в зависимости от влияния генетически обусловленных наследственных факторов и воздействия стрессовых ситуаций.

Семейство малых некодирующих молекул РНК (microRNA), которое является частью генома организма человека, ранее рассматривалось как «нежелательная ДНК» («junk-DNA»). Однако стало известным, что микроРНК выполняют важную роль в регулировании производства белков другими генами. Эти крошечные молекулы РНК, размер которых составляет около 1% от среднего размера гена белка-кодирования, действуют антагонистически в отношении воспалительного процесса и способны ингибировать синтез белков. В научно-исследовательской работе, опубликованной в журнале «Trends in Molecular Medicine», ученые дают подробное объяснение тому, каким образом микроРНК опосредуют направленность метаболизма под влиянием стрессовых факторов и беспокойства. В частности, микроРНК активируют регуляторы ацетилхолина, участвующие в нейромедиации и сопутствующих молекулярных механизмах.

В настоящее время такие метаболические нарушения, как избыточная масса тела и диабет, приобретают характер эпидемии. Так, в США распространенность метаболического синдрома достигает 35%, в странах континентальной Европы, таких как Австрия и Дания, она затрагивает около 20–25% населения. В то же время распространенность тревожных расстройств (фобии, обсессивно-компульсивные расстройства, посттравматические стрессовые расстройства) оценить труднее из-за особенностей идентификации и диагностики патофизиологического процесса.

Учитывая это, вновь представленные результаты исследования предлагают инновационные возможности для диагностики и лечения как метаболических, так и стресс-индуцированных тревожных расстройств. Авторы научного проекта отмечают, что открытие имеет диагностическое и практическое значение, что объясняется возможностью манипулировать активностью микроРНК, применяя препараты на основе ДНК. Кроме того, это открывает путь к дифференциации «здоровой» и «нездоровой» тревожности и связанных с нею метаболических состояний, что позволит информировать специалистов о предполагаемых стратегиях для лечения пациентов с этими заболеваниями.

• Meydan Ch., Shenhar-Tsarfaty Sh., Soreq H. (2016) MicroRNA regulators of anxiety and metabolic disorders. Trends Mol. Med., 2016; 22 (9): 798–812 (http://www.cell.com/trends/molecular-medicine/fulltext/S1471-4914(16)30076-4).
    • The Hebrew University of Jerusalem (2016) Stress and obesity biologically linked. ScienceDaily. Oct. 5 (https://www.sciencedaily.com/releases/2016/10/161005114822.htm).